Статистическая оценка распространенности наркологических расстройств в молодежной среде свидетельствует, что среди детско-подросткового населения наиболее остро стоит проблема злоупотребления алкоголем, ингалянтами и другими психоактивными веществами (ПАВ). Комплексные исследования проблемных ситуаций в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков, проводившихся отечественными и зарубежными учеными, позволили предложить некоторые организационные и технологические решения этого вопроса. Приоритетом является государственная политика в отношении предупреждения массового вовлечения детей и подростков в потребление ПАВ, основанная на пропаганде здорового образа жизни и формировании антинаркотического мировоззрения. В данном контексте первостепенным является формирование соответствующего общественного мнения к поведению, связанного с потреблением ПАВ, изучение доминирующих представлений, взглядов, мнений, оценок в отношении алкоголя и наркотиков в различных возрастных и социальных слоях населения, обеспечении доступности консультативной и лечебно-реабилитационной помощи лицам, имеющим те или иные наркологические проблемы и членов их семей, внедрение целевых обучающих программ в школы. В ее основе лежит обучение детей и подростков здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к ПАВ.
В рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни» старшая вожатая МОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района Хисамутдинова Л.Р. провела тренинг для учащихся 8-х классов на тему «Жизнь прекрасна. Не потрать ее напрасно». Целью мероприятия была выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от психоактивных веществ у подростков.
Перед организатором мероприятия стояли такие задачи, как выявить исходный уровень информированности подростков, актуализировать проблему использования ПАВ, выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к использованию ПАВ, проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.
Мероприятие началось со знакомства учащихся с правилами тренинга. Учащиеся с тренером договорились говорить искренне, выражать свои чувства, доверять и уважать друг друга.
В ходе занятия проводились такие упражнения, как «Передай тепло по цепочке», «От чего зависит здоровье», «Ассоциации», «Займи свою позицию». Но самым запоминающимся для учащихся стало упражнение «Карточки». В ходе этого упражнения учащиеся записывали на карточках 4 любимых блюда, 4 увлечения, любимых занятий, 4 мечты, 4 самых близких им людей.
Затем ведущая попросила участников отдать по одной карточке из каждого блока, представив, что они теряют их навсегда. Это повторялось до тех пор пока на руках у участников не осталось по одной карточке . А последние карточки тренер забирал, не спрашивая разрешения. В конце упражнения был подведен итог, что зависимый от ПАВ человек также по одному отказывается от самого любимого блюда, любимого увлечения, заветной мечты и самых близких людей.
В конце мероприятия все участники выразили свои чувства, пережитые в ходе этого занятия, и высказали пожелания друг другу.